birdwatcher: (Default)
[personal profile] birdwatcher
До вчерашнего дня я думал, что эффектов бабочки существует два.

Первый, популярный, из рассказа Рея Бредбери «Звук грома». В нём турист-путешественник во времени, вопреки предупреждениям, нечаянно наступает в далёком прошлом на бабочку. В результате всех причинно-следственных связей, развернувшихся из этого ничтожного события за тысячелетия, когда он возвращается в современность, обнаруживается, что к власти в США пришел какой-то ужасный тип, не то Линкольн, не то Рузвельт. Этот рассказ был опубликован в 1952 г.

Второй, известный специалистам по вычислительной математике, относится к метеорологическим работам Эдварда Лоренца. Он обнаружил, что его модель настолько чувствительна к начальным условиям, что изменение атмосферы, которое мог бы произвести взмах крыльев бабочки, может "вызвать" торнадо на другом конце света. Эта работа была опубликована в 1963 г., и в ней первоначально речь шла о чайке, но затем, в докладах, Лоренц стал говорить о бабочке, возможно, под влиянием рассказа Бредбери.

Вчера я узнал о третьем эффекте бабочки, опережающем оба этих эффекта на двадцать пять лет. О нем писал Николай Корнейчуков в 1926 году в Петрограде.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.

Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.