birdwatcher: (Default)
[personal profile] birdwatcher
"Я в его возрасте получал 120 рублей, а машина «Москвич» стоила 900 руб. То есть тогда стипендия аспиранта была эквивалентна 1000 долларов," - объясняет проф. Капица.

Date: 2006-03-23 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sashura.livejournal.com
ну, американская стипендия у нас примерно такой и была :))

Date: 2006-03-23 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] pozvonochnoe.livejournal.com
И как относилась к ней стоимость "Москвича"?

примерно 1:6

Date: 2006-03-23 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sashura.livejournal.com
"Москвич" это, вероятно, самая дешевая новая машина из имеющихся?
Тогда американский аналог это какая-нибудь корейская машинка тысяч за шесть или семь. Дешевле, кажется, не бывает.

Re: примерно 1:6

Date: 2006-03-23 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pozvonochnoe.livejournal.com
Тогда, выходит, Капица дело говорит.

Date: 2006-03-23 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Не сообразили Москвич купить.

Date: 2006-03-23 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sashura.livejournal.com
боюсь, нам его liability страховка обошлась бы в несколько раз дороже самой машины :)

Date: 2006-03-23 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Точно. Так и надо спросить - да, Москвичи тогда дешевые были, а страховки?!!

Date: 2006-03-23 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Профессор кислых щей.

Date: 2006-03-23 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Не знаком с другими его работами.

Date: 2006-03-24 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] islander29.livejournal.com
Курица - не птица, Сергей Петрович - не Капица.

Date: 2006-03-24 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] vinopivets.livejournal.com
В начале 70-х он еще был кандидатом кислых щей ф.-м. наук. Лекции по общей физике читал удивительно бездарно (у меня, по счастью, читал уже довольно старый Дм.Вас.Сивухин, он был довольно зануден, но глубок и глубоко понятен).

Date: 2006-03-23 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] gera.livejournal.com
А я в конце восьмидесятых получал стипендию 105 рублей (повышенную). Японский VCR тогда стоил 6000 рублей (это всё до инфляции).
То есть из этих расчётов (http://www.pcmall.com/pcmall/shop/detail.asp?dpno=214829&store=pcmall&source=pwbfroogle&adcampaign=email,pwbfroogle&wt.mc_id=pwbfroogle) я получал около 86 центов.

Date: 2006-03-23 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] petrova-ma.livejournal.com
хе хе, purchasing power parity на пальцах. Точнее, на Москвичах. Может, аудитории так понятнее? ;-)

Date: 2006-03-23 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Я пугаюсь, когда этими советскими случайными числами оперируют как равновесными ценами.

Date: 2006-03-23 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] petrova-ma.livejournal.com
ну как, чтобы сравнить покупательную способность - можно (ведь и сейчас когда считают всякие вещи вида GDP по PPP во всяких диктаторских режимах, не интересуются, насколько цены эти равновесные). Он же не говорит, что это было честное и правильное соотношение marginal product of labor для аспирантов и костов производства Москвича. А если говорит (или имеет в виду), тогда это его проблемы...

Date: 2006-03-23 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Насколько я понимаю, аспирантские годы проф. Капицы (1928 г.р.) пришлись на рубеж сороковых-пятидесятых годов, когда в СССР было двадцать штук Москвичей и распределял их лично товарищ Сталин богатейшим народным артистам и академикам. Какая разница, "стоили" они при этом 9 рублей, 90 или 900,000?

Date: 2006-03-23 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] petrova-ma.livejournal.com
это да:-))))

Date: 2006-03-23 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com
И когда зарплата уборщицы была этак рублей 12 в месяц; а в колхозах и того хуже.

Date: 2006-03-24 01:21 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Детям академиков. Академикам распределяли, наверное, Победы.

Date: 2006-03-24 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Вот-вот!

Date: 2006-03-24 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] evr.livejournal.com
Государственное дотирование еды, образования, медицины, жилья делает такое сравнение нелепым.

Date: 2006-03-24 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Ну так многократно задавался вопрос: во сколько обойдется "стандартный советский образ жизни" образца 1980 года, если вести его в США (конечно, с неизбежными, но по возможности эквивалентными изменениями).

По американским ценам примерно 1995 года получалось примерно 15 тыс. $ в год (на семью.) Расчеты такие делались многократно и результаты разных людей неплохо сходились.

Date: 2006-03-24 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
По моему, тут одно из двух. Либо эта оценка означает, что рациональный игрок должен быть индифферентен к выбору между оказаться "стандартным советским гражданином" образца 1980 года или жить в 1995 г. в США на 15 тыс. в год (без комментариев), либо она вообще ничего не означает.

Date: 2006-03-24 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Я не очень представляю, кто такой рациональный игрок. Но при наличии полной информации о том, как живется в США на 15 тыс. в год - я сильно сомневаюсь, что средняя советская семья добровольно поменяла бы на такую участь свою работу+квартиру+etc в, скажем, Днепропетровске.

Date: 2006-03-24 01:30 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Перспективы в СССР 1980г ограничены, а в США нет. Особенно для детей.
Но такого понимания у "средней советской семьи" вероятно не было.

/\

Date: 2006-03-24 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Согласен, но это немного другой вопрос.

Date: 2006-03-24 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Правильно сомневаетесь: средняя советская семья и фактически не поменяла.

Date: 2006-03-24 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Дык у средней советской семьи и не было полной информации :-)
А которая была - была очень сильно искажена либо в одну, либо в другую сторону.

Date: 2006-03-24 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Голос Америки ничего не стоил, газета Правда - три копейки.

Date: 2006-03-24 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Голос Америки давал информацию не об Америке :-)

А представление об Америке создавали прежде всего триллеры, причем в значительной части советские :-)

PS

Date: 2006-03-24 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Скажем так - когда я в Москве 88го был научным сотрудником на 250р, и когда я во Франции 93го был научным сотрудником на $2000 - я не заметил большой разницы в своих финансовых возможностях.

Re: PS

Date: 2006-03-24 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Вы из этих двух тысяч платили за жилье, или жилье, как и в Москве, бесплатное?

Re: PS

Date: 2006-03-24 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Конечно, платил :-) Точно не помню, но около $500 (это было не в Париже, где все вдвое дороже).

Re: PS

Date: 2006-03-24 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
В смысле много? А тогда курс франка был заметно завышен; чтобы получить PPP с долларом, надо делить на полтора.

Re: PS

Date: 2006-03-24 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Нет, сравнение бессмысленное -- в Москве бы вы не имели возможности снимать.

Re: PS

Date: 2006-03-24 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
???
Точно такое же жилье, как я снимал во Франции, в Москве стоило 70 рублей в месяц.

Re: PS

Date: 2006-03-24 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Т.е. от 250 р. осталось бы 180, и это то же самое, что полторы тысячи долларов? Может, при каком-то специальном режиме потребления...

Re: PS

Date: 2006-03-24 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Стоп-стоп. Если бы я приехал в Москву как visiting researcher со степенью (коим я был во Франции), то мне полагался бы отдельный блок в общежитии за символическую цену, рублей десять в месяц.

Re: PS

Date: 2006-03-24 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Так о чем же исходное высказывание -- что командированному из Парижа в Москву так же плохо, как командированному из Москвы в Париж, или о жизни коренных жителях в своем городе?

Re: PS

Date: 2006-03-28 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] filin.livejournal.com
Почему, собственно, "так же плохо", а не "так же хорошо"? :-))

Это был просто вялый протест в пользу PPP :-)
Statement - примерно в том, что "стандартный советский образ жизни" был вполне соизмерим со "стандартным образом жизни небогатых европейских стран", а никак не уступал ему во много раз (как может показаться по сопоставлению зарплат.)

Re: PS

Date: 2006-03-28 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Само по себе занятно, но примеры из жизни москвичей, по-моему, не могут этого ни проиллюстрировать, ни опровергнуть.