birdwatcher: (Default)
[personal profile] birdwatcher
Этой теме в книге, что я сейчас читаю (Tom Vanderbilt, Traffic), посвящено несколько глав. Прекрасные идеи, я всегда невербально знал, но никогда не формулировал.

Речь о том, что благоустроенность дороги, т.е. наличие регулируемых перекрестков, разметки, дорожных знаков, огромных обочин, отменяет (конечно, так только кажется) для водителей необходимость социально взаимодействовать друг с другом и с пешеходами, да и вообще смотреть по сторонам. Ведь все уже научно обосновано дорожными инженерами. Cf. законы о защите потребителя. В результате люди отключают мозги и случаются аварии.

Пионером такого способа думать про дорожное движение был Ганс Мондерман в Голландии, дорожный инженер-ренегат.

Например, оказывается (статистически), что самый опасный и неэффективный тип перекрестка - это со светофорами, а самый лучший - roundabout. Roundabout все ненавидят -- еще бы, ведь на нем приходится думать. А еще правильнее будет, если срубить на въездах на него знаки "уступите дорогу".

Date: 2009-01-14 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
Меня здесь поначалу очень удивляло, что когда светофоры отключаются (было несколько случаев, когда деревья падали на провода), водители спокойненько переходят на режим 4-way-stop (или сколько-на-этом-перекрестке-надо-way-stoр) и вполне справляются (ттт).

Date: 2009-01-14 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
У roundabout появляются проблемы, как только они становятся больше чем однополосными. К однополосным претензий нет :-).

Date: 2009-01-14 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Полоса - это артефакт разметки. В жизни нет никаких полос.

Date: 2009-01-14 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
Хм, "неэффективный тип" - по какой метрике? С точки зрения уровня аварийности? Может люди вполне рационально предпочитают необходимость периодически попадать в аварии жизни в состоянии постоянной ненависти к неразмеченной дороге кругом?

Date: 2009-01-14 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
По пропускной способности. Может показаться, что она противоречит безаварийности и можно максимизировать либо одно, либо другое. Roundabout максимизирует оба.
Edited Date: 2009-01-14 03:30 pm (UTC)

Date: 2009-01-14 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
То есть возможности ездить расслабленно (без ненависти к окружающей обстановке и другим участникам движения) вы в принципе отказываете в какой-либо value?

Date: 2009-01-14 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Расслабленно нельзя ездить, это опасно. Вандербилт начинает книгу с анекдота: мол, только что вернулся из Испании, там по ошибке поехал по горной дороге. С одной стороны обрыв (без ограды), с другой скала, ширина - полторы ширины автомобиля, серпантин. На каждом повороте бибикал, доехал седой. Обратно поехал правильно, по хайвею, и заснул за рулем. Спрашивается, какая дорога была безопаснее.

Date: 2009-01-14 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
Вот уж от вас не ожидал услышать рассуждение "этого делать нельзя потому поскольку это опасно". Этак вы и курение призовёте запретить :)

Date: 2009-01-14 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Идея "со светофорами приятнее, хоть и опаснее" вполне хороша, если озвучена как таковая.

Date: 2009-01-14 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
консенсус :)

Date: 2009-01-14 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
В результате люди отключают мозги и случаются аварии.

Тут есть одна проблема. У человека, который несколько часов крутился по roundaboutам мозги отключаются естественным образом -- от перегрузки. Потом он врезается куда-нибудь, и эта авария идёт в статистику как авария "по вине водителя". А rounaboutы вроде и ни при чём.

Date: 2009-01-14 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Это было бы логично, но статистически не подтверждается (по крайней мере, так сказано в книге).

Date: 2009-01-14 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Вот я и говорю -- водительская злость в статистику не попадает. :-)

Date: 2009-01-14 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
А, т.е. где-то вне перекрестков врезается? Это мысль.

Date: 2009-01-14 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Да, вне перекрёстков. Или дома, злой и замученый, падает с лестницы. :-)

Date: 2009-01-14 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Это страшный аргумент: коммунизм не получился, потому что вычислительной мощности тогдашних компьютеров не хватало. А вот когда можно будет такие эффекты тоже включить в модель, тогда-то заживем.

Date: 2009-01-14 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mask-13.livejournal.com
вопрос от телезрителя из Москвы: а как без светофоров устраивать "зеленый коридор" для важных чиновников?

Date: 2009-01-14 03:33 pm (UTC)

Date: 2009-01-14 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ikik.livejournal.com
Дорогу перекрыть как обычно + бонусная карусель или американские горки по выбору клиента.

Date: 2009-01-14 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] senormouse.livejournal.com
roundabout --- это что такое на языке дикарей? :)

Да и вообще --- благоустроенность социума, т.е. наличие государства, законов, налогов, пособий и кредитов отменяет для людей необходимость взаимодействовать. То ли дело в древности --- даже если ты сам не захочешь взаимодействовать, с тобой-то уж обязательно кто-нибудь провзаимодействует :)

Date: 2009-01-14 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Вот именно. Тотальная социальная дезинтеграция вплоть до разрушения семьи.

Date: 2009-01-14 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
P.S. roundabout это когда вместо перекрестке устраивают площадь с круговым движением, без светофоров.

Date: 2009-01-14 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] senormouse.livejournal.com
А-а-а, понятно. У меня был забавный случай в Малайзии (там левостороннее движение). Я ехал из Джохор-Бахру в Мёрсинг (это где-то 150 км.) и довольно уверенно чувствовал себя на шоссе в потоке. Но в Мёрсинг я въехал совершенно один, и шоссе сходу перешло в круговой перекресток. И тут меня заклинило. По-моему, я проехал по нему кружка два-три против шерсти :) Сначала думал, правильно ли я еду, а потом --- в какую сторону съезжать.

Date: 2009-01-15 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ты крут. На что похожа Малайзия?

Date: 2009-01-16 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] senormouse.livejournal.com
На шоссе длинной 150 километров :) Понимаешь, я туда приехал на автобусе из Сингапура, взял машину и поехал в Мёрсинг, а оттуда на катере на остров Тиоман. Остров Тиоман --- ну, тропический остров как тропический остров. Коралловые рифы, рыбы, морские ежи, жареные бананы, креветки и пиво. Потом обратно 150 километров. Шоссе, лесовозы, обезъяны на обочине.

Date: 2009-01-16 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Здорово. А в Сингапуре как оказался?

Date: 2009-01-16 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] senormouse.livejournal.com
В наворситете местном подрабатывал visiting scientist'ом. Да это давно было, в 2001.

Date: 2009-01-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
То, что круговые перекрестки лучше светофоров - и к гадалке не ходи. Но светофоры лучше перекрестков совсем без регулировок, и тут тоже к гадалке ходить не надо. Механизм "включения мозгов" работает только на низких скоростях, на высоких нужна регулировка.

Date: 2009-01-14 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Да, он отдельно рассматривает случай, когда дорога проходит через центр города (точнее сказать, город построили по бокам дороги), становясь на это время городской улицей. В таком месте, мол, должно быть очень четко видно, что это уже начался город. Дорожные знаки и светофоры скрывают этот факт, а надо бы вместо них поставить посреди дороги скамейки и столики.

Date: 2009-01-14 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
Это сработает только если скамейки и столики ставить поперек дороги :) И то только до первого джигита.

Date: 2009-01-14 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Вот он пишет, что Мондерман это проделал на практике (http://en.wikipedia.org/wiki/Shared_space), и все идеально работает.

Date: 2009-01-14 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
Я читала про этот эксперимент, и вполне верю, что это может работать. Но не в случае прохода через город скоростной трассы. И не в случае загородных перекрестков - то есть не в случае больших скоростей.
Круговые перекрестки потому и успешны, что кроме регулировки решают задачу сброса скорости.

Date: 2009-01-14 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Да, в этом месте речь именно про город.

Date: 2009-01-14 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] observarius.livejournal.com
Вот еще рекомендую The Transport Manager's and Operator's Handbook 2009, ИСБН 074945296X - http://ifile.it/etkzaf6

Date: 2009-01-14 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] dikem.livejournal.com
http://www.membrana.ru/print.html?1163525280

Но надо учитывать что эксперимент поршел удачно в Голландии и в небольшом городке - 50килодатчей.


Date: 2009-01-14 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
О, оно, спасибо.

Date: 2009-01-14 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
А не может ли такая статистика быть потому, что светофоры обычно ставят на перекрестках с б\'ольшим трафиком?

Date: 2009-01-14 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Исторически сначала ставят светофор, а потом вокруг него случается трафик. Если теперь его переделать в круговое движение, происходят четыре вещи: скорость движущихся машин падает, аварийность падает, количество движущихся машин и пропускная способность растет.

Date: 2009-01-14 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Раундэбаутов понаставили в Массачусетсе. На небольших скоростях и при малых потоках они хорошо работают. Но в других ситуациях они, бывает, так задерживают поток! Всё хорошо в меру.

Date: 2009-01-14 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
По сравнению с чем задерживают? По сравнению с прямой улицей без перекрестка - да, по сравнению со светофором - нет.

Date: 2009-01-17 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
По сравнению с нормальными развязками. Светофоры там не нужны (светофоры на съездах с шоссе мешают), но разделение потоков должно быть такое, чтобы людям помогать, а не мешать, принимать решения.

Date: 2009-01-17 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
На шоссе для пересекающей дороги обычно мост строят сверху. Иначе как его пересечь?

Date: 2009-01-14 07:11 pm (UTC)
fizzik: (Default)
From: [personal profile] fizzik
Ох, как меня заколебали эти "круговые" перекрестки в Израиле...

Date: 2009-01-14 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vinopivets.livejournal.com
Надо будет почитать, спасибо.

Date: 2009-01-14 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] keethraxx.livejournal.com
Когда-то видел замечательный пост с двумя ютюбовскими роликами -- перекрестком со светофором где-то в СПб (iirc) на котором народ друг в друга постоянно вьезжает и без светофора но с офигенным траффиком где-то типа Вьетнама. Если найду -- будет ссылка.

Date: 2009-01-14 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ага, я люблю такие. То, что нам кажется полным хаосом, имеет глубокую внутреннюю логику, судя по результатам.

Date: 2009-01-17 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
Там был питерский - монтаж из нарезки. А азиатский - непрерывный кусок, и он действительно потрясает.

TOP: 2009-01-17 21:30

Date: 2009-01-17 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] magictop30.livejournal.com
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке ()
Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://birdwatcher.livejournal.com/1103027.html)
Это Ваш 2-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=9085).
Кризиса нет, есть Блогун © НадежныйИсточникImage

Re: TOP: 2009-01-17 21:30

Date: 2009-01-17 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
пошел на хуй